Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом»
15.06.2016Программное содержание: знакомить с осенним явлением природы-листопадом;
показать значение листопада для жизни растений и животных зимой;
формировать любознательность и умение наблюдать;
закрепить название деревьев, их особенности;
побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей и заключений.
Материал и оборудование: гербарий из листьев деревьев, 2 мяча, 2 скакалки, веточка дерева, пластилин, семена клена.
Словарная работа: листопад, ветрено, разноцветные, шуршат.
Цвета и оттенки: желтые, красные, золотисто-оранжевые, лимонно-желтые.
Практическая часть: сравнить деревья рябины и клена в период ранней и поздней осени, провести сравнительный анализ.
Игровая мотивация: пришло письмо-приглашение от осени на прогулку посмотреть на ее волшебство.
Ход прогулки:
1. Актуализация знаний детей. Дети и воспитатель выходят на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на состояние погоды и окружающую природу.
• Какая погода? (дует ветер, пасмурно, прохладно и т. д.)
• Обратите внимание на деревья, что с ними происходит? (листья краснеют, желтею, падают)
Художественное слово:
Листики кружаться,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат, Тихо шепчут:»Листопад! »
Листопад, листопад, Засыпает старый сад!
• Загадка:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года? » спросим
Нам ответят:»Это… *** осень! ».)
Воспитатель:
— Правильно. Сейчас хозяйничает художница-осень. Она не жалеет красок для деревьев, кустарников и раскрашивает их листву.
Какие деревья вам известны? (дуб, рябина, береза и т. д.)
Воспитатель предлагает рассмотреть листья на деревьях и отмечает с детьми, какого они цвета (красные, желтые, золотисто-оранжевые, лимонно-желтые). Одним словом – разноцветные.
— Началась пора листопада: деревья теряют свой летний убор – листья высыхают, слабее удерживаются на ветках и опадают. Почему?
— Сильный листопад случается в ветреную погоду. Почему? Чем сильнее ветер, тем больше опадает листьев.
— Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни деревьев от мороза, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
Еж и медведь собирают душистые сухие листья. Для чего? Они утепляют ими свое зимнее жилище.
• НАРОДНАЯ ПРИМЕТА:
Поздний листопад – неурожайный год.
Практическая часть:
Сбор осенних листьев в красивый осенний букет.
• Д/И «НАЗОВИ ПО ДРУГОМУ»
Лист березы – березовый Лист ивы — ивовый
Лист дуба – дубовый тополя — тополиный
Лист липы – липовый шишка сосны – сосновая
Осины – осиновый шишка ели – еловая
Клена – кленовый ветка рябины – рябиновая
• П/И «Мышеловка»
• М п/и «Море волнуется»
• Д/И «С какого дерева листок? »
Индивидуальная работа:
1. Игровое упражнение с мячом в паре; отбивание мяча от земли.
2. Прыжки через скакалку
3. Сбор листьев определенного колличества и цвета
4. Назови окружающие предметы круглой, овальной, треугольной, квадратной формы.
Труд: осенний букет из веточки дерева, семян клена .
• П/И «Хитрая лиса» -развитие скорости бега, формирование реакции, действия по сигналу.
ИТОГ:
Воспитатель. О каком природном осеннем явлении мы говорили и наблюдали за ним?
ЗАГАДКА: Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся,
Сбрасывает листья сад –
Это просто — (листопад) .
Какую пользу он приносит?
Рассмотреть получившиеся осенние букеты, порадоваться.
Поблагодарить и похвалить детей за активное участие и ответы, труд. Отметить подарками от осени.