КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
12.01.2017Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Одна из основных задач работы ДОУ – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогическому коллективу необходимо продумать рациональные пути приобщения детей и их родителей к этим составляющим культурного опыта, создать благоприятные условия для реализации поставленных задач.
С этой целью мы используем разнообразные формы и методы работы с семьями своих воспитанников, перечислим некоторые из них:
— анкетирование родителей по вопросам оздоровления детей;
— консультации, общие и групповые родительские собрания;
— дни открытых дверей, занятия с участием родителей;
— семинары-практикумы «Школа заботливого родителя»;
— совместные экскурсии и туристические походы;
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений;
— оформление фотомонтажей с целью привлечения внимания и желания принять участие в мероприятиях;
— совместное создание предметно-развивающей среды;
— оформление информационных стендов с полезной информацией;
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений.
Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью.
Буклеты, листовки, памятки
Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.
В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада.
Листовки — это короткая информация о конкретном мероприятии, например, о проведении спортивного праздника, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.
Памятки познакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например, в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.
Стенгазета
Для многих детских садов на сегодня это не представляется возможным. Но коллективу сада по силам организовать выпуск тематических стенгазет, которые помогут привлечь внимание родителей к вопросам воспитания. Оформление стенгазет должно быть ярким, эстетичным, с рисунками, детскими фотографиями. Можно выпустить стенгазету специально к родительскому собранию, празднику, по результатам конкурса, мероприятия.
Например, можно оформить тематическую стенгазету по результатам анализа заболеваемости детей в детском саду под названием «Малыши-крепыши». На нескольких листах ватмана — фотографии детей разных групп, которые болеют меньше всех. Каждая фотография подписана.